Организация пространства.
Пространство "Педагогические мастерские" представлено в школе:
Каждая мастерская представляет собой самостоятельное образовательное пространство, характеризуемое собственными целями и механизмами работы. Однако, при высокой степени автономности, все мастерские представляют собой единое поле моделирования. Это единство обеспечивается, с одной стороны - общими исследовательскими идеями педагогов - руководителей мастерских, с другой - коллективом детей посещающих, как правило, не одну, а несколько мастерских.
Основные идеи и цели проекта.
Педагогическая мастерская - это образовательное пространство, возникающее как результат движения учителя в индивидуальной образовательной траектории (речь идет о профессиональном движении). Оно моделируется и осуществляется в проекте учителем с целью разрешения содержательных проблем в профессии. А мастерская является результатом и средством достижения целей учителя одновременно. Но образовательное пространство возникает и выстраивается только в том случае, если оно моделируется как возможность самореализации для других, и воспринимается другими, как средство достижения их образовательных целей. Иными словами, педагогическая мастерская, проектируемая учителем, как средство достижения собственных профессиональных целей, для других существует, как возможность пробы, самоопределения, самореализации.
В педагогической мастерской все участники имеют дело не с "отчуждённым" школьным предметом, а с предметностью - становящимся смысловым знанием, постоянно обогащаемым личными смыслами учеников и учителя.
Образовательное пространство мастерской моделируется в определенных предметно-деятельностных рамках под конкретную проблему с учетом всех позиций, проявленных к моменту запуска модели по отношению к содержанию. В процессе ее реализации проявляются механизмы разрешения проблемы, меняются позиции, возникают новые. Механизмы, модель и проблема представляют собой единое целое и являются no how руководителя мастерской или проектировщиков образовательного пространства. Сами по себе механизмы могут быть использованы как метод, но в отрыве от проблемы и модели их породившей, представляют собой продукт вторичный и претендовать на создание новообразования не могут.
Мастерская, возникая одной из форм образовательного пространства школы, на самом деле является механизмом разрушения ее устоявшейся системы.
Учебное пространство, попадающее в поле образовательной проблемы руководителя мастерской, подчиняется образовательным целям, а сама мастерская становится своеобразным знаниевым универсумом, который формируется на основании целесообразности и потребности в знаниях отдельных ее участников.
В этом смысле, как способ образования, мастерская может стать альтернативой высшей школы.
|