ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА  ·    ·  НОВОСТИ
eureka-rostov.ru

 

  ПРОГРАММЫ Назад   

  КЛЮЧИ ОТ ПРИРОДЫ  

"КЛЮЧИ ОТ ПРИРОДЫ"

этические беседы и практические занятия по экологии
для младших школьников

Учитель экологии Иванова Н.И.

Начальная школа - важный этап становления личности, формирования экологической культуры, многогранных отношений школьника к природному окружению, интенсивного накопления знаний об окружающем мире.

Младший школьник особенно чувствителен к различным воздействиям окружающей природной и социальной среды. Элементы наглядно-образного логического мышления, целостное, нерасчлененное мировосприятие создает большие потенциальные возможности для обучения и воспитания детей в духе экологической ответственности в более старшем возрасте.

Представленный цикл бесед и практических работ помогут становлению и развитию у младших школьников правил поведения в природном окружении на основе необходимых естественнонаучных знаний, выработки у них активной жизненной позиции, ответственному отношению к своему земному дому и жизни всех его обитателей. Практические работы составлены на основе проблемного обучения и будут способствовать выработке критического мышления путем активного вовлечения школьников в исследование окружающей среды. Содержание этических бесед и практических работ по экологическому образованию поможет учащимся понять взаимосвязи между человеком, культурной и природной средой.

В основу изучения природных систем разного уровня (экологических взаимодействий) положено научное понятие о живом организме и его связях с окружающей средой, рассматриваемых преимущественно на примерах связей живых существ с условиями существования, а также связей человека как части живой природы с окружающей его природной и социальной средой. Системная характеристика изучения живых организмов позволит раскрыть особенности его (живого организма) как открытой системы, постоянно взаимодействующей с окружающей природной средой и зависящей от ее состояния.

Тематика предложенных бесед и практических занятий, раскрывающих экологические связи живых организмов, в том числе и человека определяется несколькими содержательными линиями:

Взаимосвязь организма со средой обитания
Содержание: Живые организмы как единица живого, носители жизни на планете Земля, состояние которых зависит от различных факторов окружающей среды, естественного и преобразованного трудом человека окружения. Взаимодействие живых организмов со средой их обитания раскрывается на основе показа единства организма с окружающей средой: водной, воздушной, почвой и, в ряде случаев, с другим организмом как средой обитания: пищевые и климатические связи.
Изучение системы "Организм - среда" позволяет показать младшим школьникам экологическое взаимодействие живых организмов с окружающей средой; отличия живых организмов от тел неживой природы; многообразие живых организмов;
приспособленность организмов к условиям жизни; значение организмов в природе, жизни человека.

Природные сообщества - среда
Содержание: Жизнедеятельность и взаимодействие живых организмов в естественной природе происходит не вообще, не в абстрактной среде, а в конкретных местах обитания - в природных сообществах: в лесу, на лугу, в водоемах. Изучение системы "Природные сообщества - среда" в начальной школе дает представление о
- сообществах живых организмов;
- разнообразие организмов в сообществах, связях между ними;
- влиянии деятельности человека, учитывающей связи в природной среде.

Общество и окружающая среда.
Содержание: История людей неразрывно связана с историей природы. Отношения: "мир человека - мир природы" породили проблему взаимодействия человека и общества с окружающей природной средой. От ее решения зависит сохранность жизни на Земле. Эта содержательная линия дает возможность показать младшим школьникам:
- положительное и отрицательное влияние общества на окружающую среду (конкретные примеры);
- правила поведения людей в природе и правила поведения людей в обществе (в конкретных ситуациях);
- меры по охране своего края (конкретные примеры).

Предложенные беседы по экологии закладывают основы экологических знаний, поэтому они должны предварять практическую деятельность детей. Такой комплексный подход создаст возможности для личной заинтересованности каждого ребенка в ее проведении. Эта заинтересованность усилится, если дети к назначенному сроку разучат стихотворения, проиграют инсценированное представление, сделают игровую символику для игры - драматизации. Использование поэтических миниатюр Пушкина, Фета, Майкова, музыкальных и художественных произведений позволит занятия превратить в увлекательные путешествия в мир природы как в кладовую бесконечных тайн, загадок и открытий.

Результаты деятельности младших школьников необходимо открывать для их сверстников, родителей, учителей. Для этого рекомендуется использовать стену со сменной информацией, классный уголок. ("Защитим природу", "Земля - наш общий дом"), проводить тематические выставки рисунков "Природа просит помощи", "Наша дружба с природой", "Красота природы", "Земля -наш общий дом".

Программа реализуется через курсы:

1 год обучения - "Природа приносит помощи" - 68 ч.
2 год обучения - "Знай и береги природу" - 40ч.
3 год обучения "Мы помогаем природе" - 40ч.

Тематический план-конспект серии уроков 1 этапа
(урок 1 - 9)


   

   ЭХО
  - Оставить эхо
  - Читать эхо
   ВОСПОМИНАНИЯ
  - История
  - Галерея
  - Архив
   РО
  - Размышления
  - Олимпиады
  - Копилка
   ИДЕЯ
  - Мастерские
  - Практики
  - Газета
  - ШИК
   КОМАНДА
  - Команда
  - Работы
  - Программы
   АКТУАЛЬНО
 
СЧЕТЧИК

1038

 

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА  ·    ·  НОВОСТИ  
w3dbx2 network
WebDesign: 
iGuanoGroup Project 4
©2002
ПоСети: участник рейтинга be number one Rambler's Top100