"ДРЕВНИЙ МИР"
Авторский коллектив
1. Бушнова М.В.,
зам. директора школы, преподаватель французского языка, зарубежной литературы, курса "Человек и космос"
2. Бушнова О.В.,
классный руководтель 5 "А" класса, преподаватель французского языка, русского языка, литературы, курсов "Языкознание" и "Страноведение"
3. Рудченко О.Б.,
руководитель мастерской "Стиль", преподаватель ИЗО,
курса "Архитектура"
4. Зубкова Н.Н.,
руководитель программы, преподаватель истории и литературы.
Пояснительная записка.
В современной ситуации, на наш взгляд, очень важно дать ребёнку как можно больше возможностей для постановки и реализации собственных образовательных задач. Интегрированный курс, в этом смысле, имеет большие преимущества перед учебно-предметной программой.
Предлагаемая программа - есть попытка создания тематического курса, интегрирующего несколько образовательных областей.
Образовательные цели курса:
- представить общую теорию развития человечества, которая в дидактической обработке может быть построена как самостоятельная система знаний; интеграция, в данном случае, обеспечивает многомерность подходов и позволяет одно и то же событие, явление рассматривать и в событийно-хронологической последовательности и в тематическом сравнительном анализе;
- формировать у учащихся видение исторических явлений и объектов в глубоких и всесторонних связях и отношениях: функциональных, генетических, причинно-следственных и т. д.
- выявить взаимопроникновение и особенности различных культур, посредством знакомства с процессами их возникновения, становления и развития;
- создать условия для персональной проблематизации ребёнка, с целью осознания и проявления им собственного интереса как "вопроса к культуре", что с нашей точки зрения, является началом самостоятельного образовательного движения личности;
- способствовать формированию умения общаться и находить общий язык.
Наше главное внимание привлекает Человек как субъект истории. Поэтому определённые приоритеты перед историей политической и социально-экономической мы отдаём истории культуры в самом широком смысле этого слова, как истории духовного освоения мира, изменения системы ценностей, образа мышления, отношения к миру и к человеку, лежащих в основе каждой конкретно-исторической цивилизации. Этим обусловлен выбор учебных предметов, интегрированных в единый курс. Нам представлялось необходимым интегрировать предметы разных образовательных областей:
- - "Человек и общество" (история);
- - "Человек и природа" (естествознание: "Человек и Космос");
- - "Искусство" (ИЗО, архитектура, литература);
- - "Знаковые системы" (языкознание).
В связи с этим 5 часов для этого курса выделяется из базисного плана (история - 2 часа, ИЗО - 1 час, литература -1 час), а 2 часа ("Человек и космос" и "Архитектура") - из внебюджетных средств.
Отслеживание "степени обученности" по предметам базисного плана (история, ИЗО, литература проводится 2 раза в год в форме тестирования.
Драматургия уроков, виды и формы работы.
Изменение целей, задач требуют и изменения методических подходов.
Общая драматургическая идея курса - "Музей Древнего мира".
Музей - обеспечивает многообразие форм деятельности
- наука, искусствоведение, творчество, опыты систематизации и анализа и т.д.
Сама форма "музей" предполагает пространство образовательное, но не классно- урочное. Музей представлен четырьмя отделами, охватывающими историю и культуру разных стран Древнего Мира. Пространство смоделировано таким образом, что процесс освоения исторического материала осуществляется в двух плоскостях: изучение курса Древней истории, как целого, и исследование темы или вопроса, выбранного индивидуально.
Все учащиеся класса для работы определяются в несколько групп, становясь "младшими (по возрасту) научными сотрудниками музея". Они собирают информацию, изготавливают и описывают экспонаты для выставок, делают научные открытия.
"Старшие (по возрасту) научные сотрудники", т.е. учителя, осуществляют консультационную работу, не являясь, однако, руководителями ни одного из отделов музея.
Изучение истории и культуры каждой страны Древнего мира проводится в форме деятельностной игры. Переход от тематического планирования уроков к деятельностному проектированию даёт возможность живого развития исторического знания.
Для успешной реализации программы курса в расписании выделено одно 4-х часовое занятие в неделю и 2 подготовительных по 1 часу в неделю.
Формы контроля и диагностики.
Свободное движение ребёнка в собственном знании невозможно отследить существующими в традиционной практике отметочными способами. Поэтому в данном курсе отсутствует "пятибалльная" система. Детьми и педагогами совместно разрабатывается система критериев, обозначающих уровни успехов и достижений учащихся. Предполагаем, что в разных группах (классах) эти критерии могут отличаться.
Индивидуальная успешность учащихся в течение учебного года фиксировалась нами по следующим параметрам
Усвоение фактического материала
- выше нормы (в.н.) - усвоение ребёнком информации количественнопревышающей "минимальные требования" к предмету
- норма (н.) - соответствие требованиям
- ниже нормы (н.н)
Развитие устной монологической речи
сформирована - высокий уровень - в.у
- средний уровень - с. у.
Способы усвоения информации
1. устная лекция, рассказ
2. самостоятельная работа с учебником
3. комбинированные способы, включая исследовательский
|
"Младшие научные сотрудники" музея проводят экскурсию по отделу Древний Китай |
Прогнозы и гипотезы развития курса
- экспансивность интеграции - она распространяется на всё большее количество предметов
- подобная организация образовательного процесса позволяет инициировать у младших подростков потребность в исследовательской деятельности
- на сегодняшний день курс уже представляет собой не интеграцию в общепринятом понимании, так как границы предметов для ребёнка и для взрослого стёрты, полагаем, это стало возможным благодаря обретению нового способа образования
- предполагаем, что на следующем витке развития, некоторые (разумеется, не все) дети, участники проекта, вышедшие в исследовательский режим, почувствуют необходимость вычленения из общего частного, т.е. попытаются решать свою исследовательскую проблему через изучение конкретных наук
- проектная группа предполагает проанализировать сложившийся в школе опыт интегрирования, описать возможные технологии и модели, которые можно было бы использовать как средство при осуществлении нового, на наш взгляд, подхода к интегрированию - "универсально - понятийному"
Галерея "Древний мир" 2002
|