|
История Древней Греции.
Программа для 3 класса
Учитель Зубкова Н.Н.
|
Введение пропедевтических курсов в младших классах рекомендовано Министерством Образования Российской Федерации, с основной задачей - пробуждения интереса к предмету и усвоения яркого, объёмного образа человеческой истории. Введение в историю учтено в инварианте для начальной школы в объёме 34 часов. Данная программа рассчитана на 68ч., т.е. 2ч. в неделю.
Античность, в особенности греческое прошлое, даёт нам один из классических образцов перехода от первобытности к цивилизации. На примере Греческих государств мы лучше всего можем проследить, как складывалось государство. Именно в античности зарождается понимание свободы как формы существования личности. Античная философия, литература, искусство заложили фундамент всей европейской культуры. Античная культура неповторима и уникальна. Требуется особый подход к её изучению, так как, с одной стороны, она всеобъемлюща и глобальна, с другой - явление единичное.
Предлагаемый курс "История Древней Греции. 3 класс" - есть попытка помочь ребёнку проникнуть в тайны античности, не столько запоминая информацию, сколько творя неповторимое ощущение сопричастности и подобно Генриху Шлиману, отыскивая Трою, найти себя.
Одной из важнейших задач курса является создание ребёнком алгоритма восприятия истории какой-либо страны во всей её многогранности и использование этого алгоритма при изучении "Истории Древнего мира" в 5 классе, где при небольшом количестве учебных часов учащимся необходимо получить представление об огромном (и в географическом, и во временном отношении) историческом пространстве.
Курс не ставит своей задачей сформировать у ребёнка умение ориентироваться в историческом времени. Но мы предполагаем, что в 5 классе при изучении "Истории Древнего мира" именно история Древней Греции может стать основным критерием временного соотношения различных исторических событий.
Обладая большой степенью автономности, данный курс является частью итегрированной программы "Древняя Греция", куда помимо истории входят учебные предметы: астрономия (естествознание), ИЗО, литература и внеурочное пространство в форме клубов, праздников и образовательной практики "Танаис".
История, как учебный предмет, может выступить объединяющим элементом для всех гуманитарных дисциплин.
Предлагаемые для изучения темы:
Iч. Мир греческих мифов.
IIч. "Илиада" и "Одиссея"
IIIч. Афины и Спарта.
IVч. Мудрецы и полководцы.
Vч. Моя Эллада.
В первой части программы дети знакомятся с удивительным "Миром греческих мифов". Мы считаем, что знакомство ребят с историей и культурой Древней Греции важно начать этим очень знакомым, почти сказочным, ходом. Постепенно ребёнок учится отличать миф от сказки, выделяет из мифа исторические сведения, строит своё представление о людях, сочинявших мифы, о стране, в которой эти люди жили. Эта часть курса заканчивается интегрированным занятием "Что такое "МИФ"
Наш следующий шаг - знакомство с Древней Грецией через литературное произведение. "Илиада" и "Одиссея". И мы, зрячие, кладём руку на плечо слепому певцу, ибо одному ему ведома дорога, по которой мы хотим пройти. И хотя исторические сюжеты, о которых мы говорим в этой части программы, по-прежнему мифологические, но облечены они в иную форму. Нам важно, что ребёнок познаёт историю через призму такого удивительного литературного явления, как гекзаметр, возможно не столько понимая, сколько ощущая величие прошлого. Эта тема заканчивается первым историческим сочинением детей, где в слове и звуке они пытаются передать свои представления о Древней Греции.
Гомер, пожалуй, первый исторический (не мифический) персонаж появляющийся перед детьми. Полагаем, что именно он поможет ребёнку легко и свободно перейти от "сказочно-мифического" материала к "фактическо-историческому", представленному в основном в третей и четвёртой частях программы.
Двум городам, двум сторонам одной медали посвящена наша третья часть "Афины и Спарта". Обилие фактического материала, сложность вводимых терминов и понятий требует особого подхода в изложении этой темы для третьеклассников. Важна яркая образная подача нового материала. Историческая реконструкция становится, пожалуй, основной формой занятий на этот период. Цель наша не запомнить какие реформы провёл Солон и не выучить определение демократии, а дать каждому ребёнку возможность найти и попробовать себя в какой-то исторической позиции, строя из неё своё понимание исторических событий. Самые сложные понятия рассматриваются не только в курсе истории, но и на других учебных предметах интегрированного курса. Например, понятия "Афинская демократия", "Золотой век Перикла" через понятие-посредник "композиция" включались на уроках ИЗО, астрономии, литературы, музыки.
Ну вот, наконец, мы создали себе представление о том, как было устроено греческое государство, как оно управлялось, какие города в нём были, какие храмы строились в городах. Но будет ли полным наше представление о Древней Греции без рассказа о людях её населявших? Четвёртая часть программы называется "Мудрецы и полководцы", в неё входят, казалось бы, не связанные друг с другом сюжетно рассказы о знаменитых греках. В этой нарочитой разрозненности, на наш взгляд особая прелесть: ребёнок как бы населяет уже созданный им мир живыми персонажами, а связи между ними устанавливаются как бы сами собой - главное - совпадение исторического места и исторического времени. Новое историческое лицо Анаксагор оказывается другом и учителем уже известного Перикла, и т.д.
Заключительная часть курса носит название "Моя Эллада", а занятия в основном приобретают характер индивидуальных консультаций. Каждый ребёнок пытается изложить в отдельную тему свой интерес к истории Древней Греции и в любой творческой форме (сочинение, спектакль, костюм, картина, и т.д.) представить свою тему на уроке, на празднике, на экзамене.
Основные формы работы:
чтение, пересказ, обсуждение прочитанного и услышанного - развитие памяти, монологической речи, умение вести дискуссию, аргументировать своё мнение; работа с историческими картами - умение читать карту, умение наносить на карту исторические объекты; творческие работы - историко-литературные тексты на предложенную тему- выражение собственной мысли в эмоционально-образной форме; работа с историческим словарём - умение пользоваться словарём, умение составлять словарь; историческая реконструкция - "объёмное" видение исторических событий, ощущение сопричастности им, умение устанавливать причинные связи между событиями.
Поурочное планирование уроков
"История Древней Греции. 3 класс"
68 часов.
Урок 1. Введение в предмет. (1ч.)
Эмоционально - зрительно - звуковой ряд.
ТемаI. Мир греческих мифов. (15ч.)
УРОК 1. Миф о Тесее и Минотавре.
Д/З. Придумайте рассказ, в котором можно использовать выражение
"Нить Ариадны".
УРОК 2. Миф о Дедале и Икаре.
Урок начинается повторением предыдущего мифа. Возможно, организовать
беседу по следующим вопросам:
- О чём мы говорили на прошлом уроке?
- Кто такие Эгей, Минос, Минотавр, Тесей?
- Что обозначает выражение "Нить Ариадны"?
- Какие вы придумали рассказы с этим выражением?
Прослушав и обсудив несколько детских рассказов, можно перейти к новой
теме, задав вопрос о ещё одном герое мифе, о минотавре:
- Имя ещё одного героя из мифа о Тесее и Минотавре мы не назвали.
Это Дедал. Вспомните, кто это?
Дети могут ответить, что это мастер, построивший лабиринт для минотавра.
- А сегодня мы с вами узнаем о других событиях, связанных с именем
Дедала.
Миф о Дедале и Икаре. (Краткое изложение)
Величайшим мастером Афин был Дедал - великий художник, скульптором и зодчий той эпохи. Его племянник Тал, был лучшим учеником своего дяди. Уже в ранней юности поражал он всех своей изобретательностью. Дедал, ослеплённый завистью к своему племяннику, столкнул его со скалы. А когда злодеяние раскрылось, жители Афин изгнали мастера на остров Крит. Так оказался Дедал у могущественного Царя Миноса. Здесь на Крите у Дедала родился сын Икар, которого он очень любил. Мы уже знаем, что именно Дедал подсказал Ариадне, как помочь Тесею выйти из лабиринта. Но, узнав об этом, Минос так разгневался, что закрыл изобретателя и его сына в лабиринте. Долго думал Дедал, как бежать ему, и, наконец, нашёл способ. Он изобрёл крылья. Смастерил их из перьев, скрепил воском и закрепил за спиной. Отец с сыном были готовы к этому невероятному путешествию. Дедал предупредил сына не спускаться слишком низко к морю, чтобы брызги волн не смочили крылья, но и не подниматься слишком близко к солнцу, так как жара может растопить воск. Но юный Икар забыл наставления отца. Он взлетел так высоко в небо, что палящие лучи солнца растопили воск и все перья выпали. Тело юноши упало в море, которое с тех пор стало называться Икарийским, а остров, где похоронен Икар - Икария.
(София Сули. "Греческая мифология". Афины. 1995г. с.110)
Обсуждение мифа можно начать вопросом:
- Как вы думаете, что сказочного в этом мифе, а что могло соответствовать исторической действительности?
Акцентировать внимание детей на бытовых деталях, географических названиях.
- Где происходили описанные в мифе события?
На острове Крит. Здесь возникла и успешно развивалась одна из оригинальных цивилизаций бронзового века - минойская, по имени легендарного царя Миноса. Жители острова процветали, обрабатывая плодородную землю, ведя морскую торговлю. Однако в результате землетрясения минойские поселения были разрушены.
см. подробнее Энтони Мейсон "Древние цивилизации" М. 1997. с.38.
В заключение урока - закрепление: работа со словарём.
- Давайте запишем в словарик новые слова и имена, которые узнали сегодня:
- Дедал - учёный, построивший лабиринт, придумавший крылья.
- Икар - сын Дедала.
- Минойцы - жители о. Крит, до-греческая цивилизация.
Д/З. Рассказать, какой герой мифа, Дедал или Икар, вам понравился больше и почему.
УРОК 3. Рождение богов.
УРОК 4. Учебно-познавательная игра "Олимп".
В связи с тем, что за сравнительно небольшое количество учебных часов дети получили большой объём фактов и информации, важно помочь им упорядочить новые знания, актуализировать их, использовать в новых ситуациях. Считаем, что учебно-познавательная игра - оптимальная форма урока для решения этих целей.
Такт 1. Организационный.
Выбирая картинку с определённым изображением, дети разбиваются на команды по 5-6 участников, придумывают название команды и выбирают руководителя игры.
Такт 2. Викторина.
Команды по очереди отвечают на вопросы ведущего.
1. Имя греческого мастера, построившего лабиринт. (Дедал)
2. Чем ещё прославился этот человек? (создал крылья)
3. Имя музы истории. (Клио)
4. Она родилась из себя, из себя же породила Небо и стала его женой. (Гея - Земля)
5. Кто такая Полигимния? (муза торжественных песнопений, гимнов)
6. Кто был царём острова Крит? (Минос)
7. Кто был первым верховным богом? (Уран)
8. Он был воспитан нимфами, вскормлен мёдом и козьим молоком. (Зевс)
9. Как назывались богини мщения? (Эринии)
10. Как царь Эгей узнал своего сына Тесея? (по сандалиям и мечу)
11. Что такое титаномахия? (битва титанов и богов)
12. Где поселились греческие боги? (на горе Олимп)
Такт 3. Кому принадлежит предмет?
Командам предлагаются на выбор предметы (клубок, цветок, перо, маска, ложечка и т.д.). Посовещавшись, дети представляют своё мнение о том, кому из известных мифологических героев мог принадлежать этот предмет. Важно, чтобы предметы были не только атрибутами, упоминаемыми в мифах, например, "Клубок, который Ариадна дала Тесею", но и давали простор для детской фантазии. Так, например одна группа детей определила маленькую серебряную ложечку, как атрибут Зевса, из неё, дескать, нимфы вскармливали юного Зевса цветочным нектаром.
Такт 4. Семейные связи.
Каждая команда получает 3-4 таблички с надписями:
Гея, Уран, циклопы, титаны, титаниды, Кронос, Рея, Зевс.
На доске выписаны виды семейных связей:
Супруги, дети, братья, сёстры, сын, дочь, отец, мать, муж, жена.
Команды должны установить родственные связи между выпавшими им героями греческой мифологии.
Такт 5. Текст с ошибками.
Прослушав текст, команды должны найти в нём 10 ошибок.
В начале, полагали греки, существовал хаос. Затем у первых людей родилась дочь Гея, что значит Солнце. Она породила из себя Урана - море и Понт - небо. Гея и Уран были первой божественной супружеской парой. Они породили на свет одноруких великанов циклопов, 12 титанов и 12 титанид. Циклопы и титаниды вступали между собой в брак и породили новое поколение богов. Первым верховным богом был Зевс, свергнувший своего отца Урана.
Такт 6. Музей.
Командам предлагается изобразить в виде статуи мифологический персонаж
Терпсихору - Икара - минотавра.
Итоги игры подводятся по сумме балов за все конкурсы.
УРОК 5. 12 богов Олимпа.
Урок начинается с небольшой проверочной работы.
Исторический диктант.
1. Имя греческого мастера, построившего лабиринт. (Дедал)
2. Чем ещё прославился этот человек? (крылья)
3. Муза истории. (Клио)
4. Она родилась из себя, из себя же породила Небо и стала его женой. (Гея - Земля)
5. Кто такая Полигимния? (муза торжественных песнопений)
Работы проверяются и обсуждаются.
Ввод новой темы.
После того, как боги победили на небе и на земле, они окончательно поселились на Олимпе. Зевс стал верховным богом и разделил остальную власть между другими богами. Всего их было 12. На доске написаны имена 12 богов:
Зевс, Гера, Афина, Посейдон, Деметра,
Аполлон, Артемида, Гермес, Афродита,
Арес, Гефест, Гестия.
Они жили на Олимпе, но это не означало, что они не спускались к людям, чтобы им помочь или наказать. Во многом они были похожи на людей - у них были слабости, страсти, чувства. Они негодовали, ревновали, завидовали и влюблялись как люди. Люди верили им и уважали их. "Во имя богов Олимпа!" - это была самая святая клятва у людей. Но если люди клялись богами, могли ли чем-то поклясться боги? Самой святой клятвой для богов было: "Во имя вод Стикса!" Стикс - река подземного мира. Эту клятву боги не нарушали никогда. Кто же были эти 12 богов? Как поделил Зевс между ними власть?
Заполнение таблицы. На этом и последующих уроках заполняется таблица "12 богов Олимпа"
Зевс - верховный бог, царь и отец богов и людей. Ведал сменой времён года и всеми небесными явлениями. Где, когда родился Зевс, вы знаете. Победив своего отца, он стал верховным богом. Зевс был женат на своей сестре прекрасной Гере. Но у Зевса было много любовных приключений с другими богинями и со смертными женщинами. От этих связей у него родилось множество детей - это боги, полубоги и герои, в том числе 9 муз от Мнемосины.
Далее следует рассказ об одном из приключений Зевса. "Миф о похищении Европы"
Д\З. Новые слова и имена записать в словарь.
УРОК 6. 12 богов Олимпа. (продолжение)
Гера. Посейдон.
Повторение пройденного, игра "Нить Ариадны".
- Вы готовы сегодня к уроку? А я, к сожалению, не могу начать наше занятие. Потому что я, а вместе со мной и вы, попали в лабиринт. Нам поможет выбраться только нить Ариадны. Но она вся запуталась в узелки. Развязать узелки, значит, выбраться из лабиринта.
Дети по очереди развязывают узелки и отвечают на спрятанный там вопрос, не ответивший на вопрос, остаётся пленником лабиринта.
- Вот мы почти все и выбрались. Но не можем же мы оставить в лабиринте наших друзей? Оставшихся там пленников можно освободить, если за 30 сек. Назвать как можно больше чувств испытанных героями мифов.
- Теперь мы освободились из лабиринта и можем начать урок.
Заполнение таблицы "Гера".
Рассказ о Гере.
Заполнение таблицы Посейдон.
УРОКИ 7 - 12. 12 богов Олимпа. (Продолжение)
УРОК 13. Учебно-познавательная игра "Боги Олимпа".
1. Распределиться на команды, придумать название, выбрать руководителя.
2. Разминка- викторина.
"Имена" - назовите имена 12 богов, 9 муз, первых богов, героев.
Вопросы:
- Какой богине посвящён храм, сожжённый Геростратом? (Артемиде, в Эфесе.)
- Что вы знаете о рождении Афины? (из морской пены)
- Какую службу у богов выполнял Гермес? (посыльный)
- Дочь какой богини Персефону похитил Аид? (Деметры)
- Кто был верховным богом? (Зевс)
- В кого превратил Зевс свою возлюбленную Ио, что бы спасти её от ревности Геры? (В корову)
- Чей атрибут - трезубец? (Посейдона)
- Как зовут сестру Аполлона?(Артемида)
3. "Семейные отношения"
4. Рассказать миф о …
5. Придумать загадку о …
6. Кто из богов понравился вам больше всего? Сочините похвальное слово своему любимцу.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ - интегрированное занятие
"ЧТО ТАКОЕ МИФ?"
Тема II. "Илиада" и "Одиссея".(16ч.)
УРОК 1. Остров Крит.
I. Игра "Мой образ Греции в одном слове."
II. Греция - родина первой европейской цивилизации.
Историю Древней Греции и Рима называют античной, а эти государства - античными. Античность - в переводе на русский язык означает "древность". Древняя Греция занимала южную часть Балканского полуострова. Вся Греция изрезана горными хребтами, подчас, довольно высокими. Попасть из одной части страны в другую можно лишь по узким горным тропинкам.
III. Работа со словарём.
Античность - древность.
Эллины - древнее название греков.
Эллада - древнее название Греции.
Мифология - собрание мифов.
IV. А какие мифы вы знаете? (повторение.)
- Вспомните, в каких мифах упоминается остров Крит? ("О Тесее и минотавре", "О похищении Европы")
Рассказ о критской цивилизации.
УРОК 2. Микены и Троя.
Работа с картой.
- Найдите на карте известные вам названия, покажите их.
- Найдите на карте остров Крит. Что вы о нём знаете?
(миф о похищении Европы, царь Минос, лабиринт, крито-минойская цивилизация.)
В 15в. до н.э. у берегов Крита произошло землетрясение и извержение вулкана. Почти все постройки были разрушены, население спасалось бегством. Вскоре после катастрофы на обезлюдевший остров стали переселяться греки. Самый богатый и могущественный из древнейших греческих городов - Микены - расположен в южной Греции на скалистом холме. (Найти на карте.) Вход в город вёл через "Львиные ворота". (Описание, фото, предлагается сделать рисунок в тетради.) Внутри крепости находился царский дворец, рядом с ним дома родственников и приближённых микенского царя. Микенские цари жаждали большей славы и богатства, предпринимали для этого военные походы по суше и по морю. В поход выступали в панцирях и рогатых шлемах. Решающей военной силой были боевые колесницы. Сильным соперником для греков стало троянское царство. В 1200г. до н.э. греческие города объединились под предводительством царя Микен и выступили против Трои. Об этих событиях, которые вошли в историю под названием Троянской войны мы и будем с вами говорить в этой четверти. (В заключение урока - работа со словарём.)
УРОК 3. Гомер.
УРОКИ 4 - 8. "Илиада"
УРОКИ 9 - 13. "Одиссея".
УРОК 14. Учебно - познавательная игра "Троянская война"
I. Формирование команд, название, выбор руководителя.
II. Викторина - разминка.
1. Как называется произведение, в котором описаны события последнего года Троянской войны? ("Илиада").
2. Сколько лет длилась Троянская война? (10).
3. Кто написал "Илиаду"? (Гомер).
4. Где родился Гомер? (неизвестно).
5. Кто поверил в существование Трои и нашёл её? (Генрих Шлиман).
6. Имя женщины, из-за которой началась Троянская война? (Елена).
7. Имя царя Трои?(Приам).
8. Чьё войско было больше греков или троянцев? (греков).
9. На чьей стороне выступали: Одиссей (греки), Гектор (троянцы), Агамемнон (греки).
12. Как звали жену Гектора? (Андромаха).
13. Другое название Трои? (Илион).
14. Кто убил Ахилла? (Парис).
15. Кто присудил золотое яблоко Афродите? (Парис).
III. Какое известное изречение связано с этими предметами или картинками и почему?
"яблоко раздора", "троянский конь", "Ахилесова пята".
IV. Обозначьте на контурной карте города:
Троя, Микены, Спарта.
V. Сочинение по картинке.
УРОК 15. Творческая работа (сочинение) "И вот Гомер молчит…".
УРОК 16. Чтение и обсуждение творческих работ.
Тема III. Афины и Спарта.(12ч.)
Первые 2 урока посвящены повторению пройденного материала.
УРОК 3. Путешествие в Афины.
- Что мы знаем об Афинах?
Работа с картой:
- Найдите Афины на карте.
- Что вы можете сказать о местоположении города?
- на берегу моря, удобные бухты, нет полноводных рек, горная местность (какие культуры выращивали: зерновые росли плохо, только оливки и виноград.)
УРОКИ 4, 5, 6,посвящены Афинам.
УРОК 7. Управление в Афинах.
Интегрированное занятие - история и ИЗО.
Учитель истории (уч. ист.) - Афины. Один из самых прекрасных греческих городов. Как жили там люди в древности, чем занимались, какие храмы строили, какие книги писали - обо всём этом нам с вами ещё предстоит узнать. А пока… мы с вами говорили о том, кто и как управлял Афинами, и наш разговор ещё не окончен. Но сегодня я предлагаю вам не говорить, а рисовать об этом. Но сама я рисовать не умею, поэтому пригласила на наш урок преподавателя ИЗО.
Мне бы хотелось, чтобы сегодня на уроке все вместе мы создали картину, в которой есть всё: и подвиги Тесея, и трагедия его отца, и величественные мужи ареопага, и мудрые архонты, и непрекращающееся противостояние между аристократией и демосом, и кровавые законы Дракона, и справедливый Солон…
Учитель ИЗО (уч. ИЗО) - Я вообще не понимаю о чём вы говорите…
Уч. ист - Ребята, а вы понимаете? Тогда давайте попытаемся объяснить всё это, но не просто в рассказе, а на каких-то наглядных примерах. Я предлагаю вам небольшую игру. Сейчас вы выберите жетон и по его цвету распределитесь на команды.
Выбор жетонов, распределение на группы.
Уч. ист - Тема нашей игры: "Управление Афинами". Первое задание традиционное.
I. Соедините жетоны, прочтите имя, придумайте название и выберите руководителя.
Соединённые жетоны составляют карточки с именами: Тесей, Солон, Писистрат. Команды придумывают название, соответствующее полученному имени. Далее следует представление команд.
II. На специальных карточках на доске прикреплены слова:
Аристократы, демос, царь, архонт, ареопаг, традиции, закон, Дракон, долговой камень, тиран, раб, власть, герой.
- Посмотрите на доску. Что означают все эти слова? Один человек из команды выберет лишь те, которые на ваш взгляд соответствуют вашему герою и связанным с ним событиям. Команда примет или не примет эти слова и объяснит их значение.
III. - Хорошо ли вы знаете людей, вокруг которых создана ваша команда? Да, вы сказали, что Тесей - царь, Солон - архонт, Писистрат - тиран. А каков был их характер, их мысли?
Как вы думаете, кому из них могли принадлежать слова:
"Трудно в великих делах сразу же всем угодить" (Солон)
"Силу нужно сочетать с добротой" (Писистрат)
"Я готов войти в число семи несчастных юношей и мужеством доказать силу и храбрость афинян" (Тесей)
"Давайте освободим мать землю от долговых камней и больше не будем её обременять" (Солон)
IV. Речь от имени героя.
- Тесей вернулся с острова Крит, его отец погиб, наследует ли Тесей престол? С какой речью обратится он к своим согражданам?
- Аристократы и демос решили выбрать архонта, который бы понравился всем. Предложили Солона. Выберут ли его? Какими словами он начнёт своё правление?
- Писистрат захватил власть, как ему удержать её? О чём говорил бы Писистрат перед своими подданными?
Через три минуты мы ждём от каждой команды выступление правителя Афин.
Наша небольшая игра закончена. Вам (обращение к учителю ИЗО) стало что-нибудь понятно об управлении в Афинах?
Учитель формулирует своё понимание приблизительно так:
- подвиг, достоинство.
- порядок, закон.
- сила, жестокость, единоличная власть.
И предлагает каждой группе создать художественную композицию на эту тему. Дети создают композиции и вместе с учителем обсуждают каждую из них.
УРОК 8. Как жили древние афиняне. (Образование и культура)
УРОКИ 9, 10. Древняя Спарта.
УРОК 11. Творческая работа (сочинение)
"Письмо афинского путешественника из Спарты домой".
"Письмо спартанца, попавшего в Афины"
УРОК 12. Чтение и обсуждение творческих работ.
Тема IV. Мудрецы и полководцы.(12ч.)
УРОК 1. Мудрецы и полководцы. (введение в тему.)
УРОКИ 2, 3. Греческий театр. Софокл.
УРОК 4. Знаменитые творения Фидия.
УРОКИ 5,6,7,8.Древнегреческие учёные. Евклид. Архимед. Пифагор.
УРОК 9. Александр Македонский.
УРОК 10, 11. Диоген.
УРОК 12 "Знаменитые греки" (игра - викторина).
1. Где родился Гомер? (неизвестно).
2. Человек, придумавший законы Спарты? (Ликург)
3. Он отменил в Афинах долговые камни. (Солон)
4. Он 15 раз избирался первым стратегом Афин. (Перикл)
5. Как называется знаменитая трагедия Софокла? ("Царь Эдип")
6. Чем прославился Герострат? (сжёг храм Артемиды в Эфесе)
7. Назовите поэмы Гомера. ("ИЛИАДА", "ОДИССЕЯ")
8. Назовите знаменитые творения Фидия. (статуя Афины, статуя Зевса)
9. Как звали жену Перикла? (Аспассия)
10. Человек, поверивший и открывший Трою. (Генрих Шлиман)
11. Как умер Ликург? (отравился или закололся, приказав развеять прах).
12. Друг и учитель Перикла? (Анаксагор).
13. Легендарный царь острова Крит? (Минос)
14. Автор первых писаных законов в Афинах. (Драконт)
15. Имена греков, выступавших на стороне Трои. (Приам. Парис, Гектор, Андромаха)
16. Имена сражавшихся на стороне Греков. (Менелай, Одиссей, Ахилл, Агамемнон, Патрокл)
17. Кому принадлежат слова: "К науке геометрии нет царских дорог"? (Евклид)
18. В каком городе жил Архимед? (Сиракузы)
19. Что обозначает слово "Эврика"? ("открыл", "нашёл")
20. Имя афинского тирана. (Писистрат)
21. Должность Перикла. (1-ый стратег)
22. Имя греческого философа, который жил в бочке. (Диоген)
23. Какую фразу произносил Диоген, бродя с факелом по улицам города? ("Ищу человека")
24. О чём попросил Диоген Александра Македонского? ("Отойди, ты загораживаешь мне солнце!")
25. Что ответил ему Александр Македонский? ("Если бы я не был Александром, я стал бы Диогеном!")
26. Сколько трагедий написал Софокл? (100)
27. Сколько из них дошло до нас? (8)
28. Сколько раз Еврипид становился победителем театральных состязаний? (4)
29. Кого называют отцом трагедии? (Эсхила)
30. В каком виде спорта выступал Пифагор? (кулачные бои)
Тема V. Моя Эллада.(10ч.)
Занятия по этой теме представляют собой в большинстве случаев подготовку индивидуальных или групповых творческих работ (спектакля, иллюстраций, сочинений, описаний, макетов и т.д.)
2ч. - резервные уроки.
|